Глобальная экономика: что идет на смену «Вашингтонскому консенсусу»

Мифы о госдолге: почему доллар не рухнет 31 мар, 13:38 Скачущий рубль: почему волатильность оборачивается высокой инфляцией 3 ноя 2015, 12:36 Еще 5 материалов Создание Трансатлантического и Транстихоокеанского торговых партнерств может сформировать новую модель мирового рынка товаров и капиталов

Уходящий президент США Барак Обама пытается всеми способами реализовать, возможно, свой главный проект создание двух контролируемых США зон свободного движения товаров, услуг и капиталов Трансатлантического (TTIP) и Транстихоокеанского (TTP) партнерств. В условиях, когда Бреттон-Вудские институты в формате Вашингтонского консенсуса перестали эффективно выполнять свои функции, предпринимается попытка создать новую модель мировых рынков во главе с Америкой.

Изменения, которые привели к необходимости перестройки существующей системы накапливались последние 30 лет. В конце 80-х годов начале 90-х одновременно произошло несколько весьма значимых событий:

сформировался подход по либерализации мировой торговли, валютных курсов и движения капитала, получивший название Вашингтонский консенсус (1989);

Япония вступила в затяжной дефляционный кризис (1989);

начался распад Советского Союза и, в целом, восточного блока (1991);

Китай перешел к новой модели экономики, основанной на развитии частного сектора и активной торговле с внешним миром, прежде всего, США (1993);

было создано ВТО (1994);

резко возросла роль МВФ, как мирового кредитора последней инстанции для правительств и того, кто формулирует правила игры .

Все это дало мощный толчок мировой торговле и глобальному инвестированию, резко повысило роль валютных резервов центральных банков и привело к созданию в многих странах специальных финансовых институтов суверенных фондов. Целью и тех, и других было эффективное управление накоплениями от положительного торгового сальдо и притока прямых и портфельных инвестиций. Сформировались две базовые тенденции, определяющие отношения между странами развитыми и развивающимися.

Во-первых, существенно выросли резервы стран, относящихся к категории развивающихся (прежде всего, стран БРИКС и ОПЕК), и такими же быстрыми темпами выросли активы суверенных фондов, которые также, по большей части, созданы этими же странами с развивающейся экономикой. Во-вторых, резко выросли в размерах долги и фондовые рынки стран, относящихся к категории развитых стран (США, Европа, Япония, Великобритания).

Следуя Вашингтонскому консенсусу и рекомендациям МВФ, развивающиеся страны активно проводили мероприятия по либерализации движения капиталов и товаров, приватизации крупных и малых предприятий, допуску иностранного капитала на свои рынки.

В результате сформировалась модель мирового рынка товаров и капиталов, при которой деньги, возникающие у развивающихся стран в результате экспорта сырья и потребительских товаров в страны с развитой экономикой, идут на пополнение резервов центральных банков и активов суверенных фондов. Поскольку, за редким исключением (Германия, и, отчасти, Япония), развитые страны не предлагают достаточного встречного объема товаров и услуг странам с развивающейся экономикой, у последних возникает существенный избыточный финансовый ресурс, который необходимо куда-то инвестировать. Как следствие, резервы центральных банков и активы суверенных фондов только с 2007 по 2015 год выросли практически в два раза (с $6.7 до $11.2 трлн. и с $3.7 до $7.1 трлн. соответственно).

Такие лишние деньги развивающиеся страны инвестируют, прежде всего, в долги, акции, недвижимость развитых стран. Например, за период 2002-2015 годы доля вложений суверенных фондов в долговые активы уменьшилась почти в два раза (с 55% до 30%), тогда как доля вложений в акции даже слегка выросла (с 40% до 45%).

После кризиса 2007-2008 годов развивающиеся страны с большей осторожностью подходят к размещению своих резервных активов. Это объясняется тем, что доходность вложений долговые бумаги падает вместе со снижением ключевых ставок США, Европы, Японии. А вложения в акции этих стран на фоне ралли последних нескольких лет становятся все более рискованными.

В связи с этим, а также с учетом сложной геополитической обстановки некоторые центральные банки (Россия, Китай и др.) стали активно наращивать долю золота в своих резервах. Россия, Китай и Иран начали договариваться об организации международной торговли и расчетов в других валютах, кроме резервных, исключая из оборота, прежде всего, доллар. Можно констатировать, что сложившаяся конструкция все меньше и меньше устраивает эту сторону.

Но и на стороне развитых экономик ситуация также не выглядит оптимистично, по крайней мере, в целом по системе. Идет значительное накопление государственных и частных долгов в Японии, Европе и США (кроме, пожалуй, Германии). Есть проблема дефицита торгового баланса у многих развитых стран (кроме Японии и Германии).

Но наиболее ярким примером накопившихся проблем является США, где баланс текущего счета и чистая инвестиционная позиция были положительны еще в конце 80-х годов. То есть Америка в это время была в паритете с остальным миром. Но за последние 15-20 лет ключевые показатели платежного баланса стали отрицательными и значительно выросли (в своих отрицательных значениях). Особенно чистая инвестиционная позиция: если еще в 2007 она была -$1.3 трлн, то уже в 2015 года она выросла до $7.5 трлн. Это означает, что за последние восемь лет весь остальной мир нарастил свои инвестиции в США более чем на $6 трлн. Фактически, Америка стала не только производителем , но и складом или конечным потребителем мировых денег.

Это не могло не сказаться на резком росте объема долгов крупнейшей экономики мира. Так, если в лучшие годы весь государственный долг США равнялся примерно двум годовым доходам бюджета, то сейчас он вырос до более чем шести годовых доходов. Такое стало возможным без дополнительных налогов и других изъятий из американской экономики только благодаря тому, что за это же время стоимость обслуживания долга также упала примерно в шесть раз. А это случилось во многом из-за снижения практически до нуля ключевой ставки Федерального резерва.

В этих условиях США агрессивно форсируют создание новой модели мировых торговых и финансовых отношений. Видимо, расчет делается на то, что атлантические и тихоокеанские партнеры США в будущем смогут выполнить ту роль по поддержке американской экономики, которую в 90-х и 2000-х выполняли страны БРИКС и ОПЕК.

Можно было бы сказать, что Америка нашла изящный выход из того цугцванга, в котором она оказалась после кризиса 2007 года, если бы был решен главный вопрос: готовы ли эти рынки продолжить финансирование растущих аппетитов американской экономики, живущей все больше и больше в долг. Первыми, кто должен будет дать ответ на это вопрос, являются Япония (лидер TTP) и Германия (лидер TTIP), чья суммарная чистая инвестиционная позиция (инвестиции в остальной мир, прежде всего, в США) составляет более $4 трлн.

Для сравнения, те, кто уже ответил на него (Россия, Китай, Гонконг и Тайвань), не попавшие ни в одно из партнерств, имеют суммарную позицию примерно равную тем же $4 трлн.

Похожие новости

Вернуться назад в рубрику: Экономика

Отправьте комментарий on "Глобальная экономика: что идет на смену «Вашингтонскому консенсусу»"

Отправьте комментарий