Роботы, принтеры, луноходы: как промышленный дизайн спасет мир

Глава Инжинирингового центра прототипирования МИСиС Владимир Пирожков во время интервью в Инжиниринговом центре прототипирования МИСиС в Москве. Архивное фото.

МОСКВА, 3 фев , Валерия Хамраева. ‘Только не шумите, у нас идут съемки ролика про машину KIA Soul, в коридорах разговаривать нельзя’, предупреждает Владимир Пирожков, промышленный дизайнер из России с мировым именем. Осенью прошлого года он открыл Инжиниринговый центр прототипирования при МИСиС, где собрал около 30 новейших единиц технологического оборудования и 3D-принтеров, которые могут создать в буквальном смысле все от мухи до космического корабля. Центр нередко привлекает автомобильные концерны: белые стены и огромное помещение идеально подходят для съемок роликов и презентаций новых автомобилей.

Но автомобили Пирожкова уже не очень интересуют. Более 20 лет он работал за рубежом, разрабатывал интерьеры наиболее популярных моделей Citroёn и Toyota, а потом вернулся на родину, и теперь никуда уезжать не собирается. Пирожков признается: оставил красивую жизнь в Ницце ради интересных проектов оформления первого Suhoi Superjet 100, дизайна факела для Олимпиады в Сочи, постройки макета космического корабля для РКК ‘Энергия’ и других. А потом понял, что работы в России столько, что это гораздо перспективнее сотрудничества с любым автоконцерном.

Инжиниринговый центр прототипирования высокой сложности МИСИС

Промышленный дизайн мало знакомый термин для нашей страны, но Пирожкова это не пугает. Любой дизайн это полноценная составляющая жизни, поясняет он. Особенно сейчас, когда каждая компания старается придумать яркую и самобытную упаковку, чтобы продать свой товар. От того, насколько удачной идеей окажется востребованный товар в этой упаковке, напрямую зависит и уровень продаж каждой компании (в том числе и государственной), и экономика страны в целом, и ее конкурентоспособность в мире.

‘Сейчас все в мире гонятся за дизайном, функция и качество ушли на второй план. Мы долгое время жили наоборот: в СССР в приоритете была функция, а не ‘этикетка’. Мы работали с металлом и выпускали хорошие продукты, но не попали в дизайн-мир, потому что запад пошел по пути пластика и красивых упаковок’, поясняет Пирожков.

Сегодня то качество, которое было свойственно советской промышленности, точечно осталось в немногочисленных местах, но в основной своей массе пропало. Перспектива возрождать его и наполнять дизайном и привлекла Пирожкова.

Инжиниринговый центр прототипирования высокой сложности МИСИС Точка роста

‘Когда я вернулся, мой главный вопрос заключался в том, где я могу найти мастерскую, которая позволила бы мне качественно реализовывать мои идеи. Оказалось, что единой площадки для этого нет. Нужное качество есть, но оно разрозненное, разбросанное по разным заводам и городам’, говорит Пирожков. Когда команда строила макет космического корабля для МАКС, 12 тысяч уникальных деталей пришлось заказывать поштучно на разных заводах в различных регионах России. Это сильно затягивало процесс.

‘Для качественной работы нам нужно контролировать все этапы работы от закупки правильного материала до выхода конечного продукта, а для этого нужна единая точка сборки’, рассказывает Пирожков.

Такой точкой и стал Центр прототипирования высокой сложности при МИСиС. Он позволяет придумать оригинальный проект и воплотить его в жизнь ‘под ключ’.

Деталь, полностью изготовленная 3D-принтером по металлу. Инжиниринговый центр прототипирования МИСиС

На одной из прошедших выставок ‘Иннопром’ Пирожков уже это продемонстрировал, установив на своем стенде три стола. Первый с компьютером, на котором люди могли нарисовать все, что хотели. От него шел провод ко второму столу, на котором рисунок выстраивался в 3D-модель. А оттуда тянулся провод уже к третьему столу, где стояли роботы и принтеры, которые тут же печатали результат. Участники выставки были в восторге, особенно дети, вспоминает Пирожков.

Сейчас несколько 3D-принтеров стоят в Центре и создают сложные детали из разных материалов. В одном из помещений установлена гидроабразивная установка она может резать сталь толщиной в 30 см в пяти координатах (то есть в необходимом положении и под нужным углом). Особенно гордится Пирожков большим фрезерным высокоточным станком, способным обрабатывать композитные материалы и создавать сверхточные изделия, необходимые в авиационной и космической промышленности. Таких установок в России всего три.

Инженеринговый центр МИСИС Любимый и реальный космос

Проекты, связанные с космосом любимые, признается Пирожков. Сейчас его команда под руководством ракетно-космической корпорации ‘Энергия’ создает модель космического корабля будущего. На днях Владимир Пирожков презентует заказчику первые эскизы перспективного космического скафандра для Луны и Марса. Детали рассказывать пока нельзя, но Пирожков делится тем, что в качестве манекена удалось создать максимально приближенную к человеческой фигуру. Точную копию мужчины ростом 190 см и весом 90 кг напечатал один из 3D-принтеров. Теперь она используется и для заказов Минобороны по перспективной экипировке для военных, и для разработки скафандра.

Деталь, полностью изготовленная 3D-принтером по металлу. Инжиниринговый центр прототипирования МИСиС

Профессия Пирожкова создавать новые средства транспорта. Ранее он уже работал над моделью аэромобиля, который, по его подсчетам, в скором времени заменит обычные автомобили. Теперь же в планах устройства для передвижения на других планетах. Например, луноход.

‘До сих пор мы предполагали отвозить на Луну колесный транспорт, но там совсем другие условия горы покруче и гравитация в шесть раз слабее, поэтому надо продумывать совершенно новую систему передвижения’, объясняет Пирожков.

Штучный товар

Среди сотрудников центра молодежи почти нет. Основные работники выпускники лучших технических вузов с 10-20-летним стажем. И ‘возвращенцы’ уехавшие из России за рубеж профессионалы, которые все чаще приезжают обратно и участвуют в проектах Центра.

Глава Инжинирингового центра прототипирования МИСиС Владимир Пирожков во время интервью в Инжиниринговом центре прототипирования МИСиС в Москве

Сам Пирожков с удовольствием взял бы на работу молодых инженеров, но, по его словам, у большинства из них недостаточно даже базовых знаний, а амбиции при этом завышены.

‘Приходит ко мне молодой человек и говорит, что он хорошо обучаемый специалист и готов работать за 200 тысяч. Но если он хорошо обучаемый, то базу должен был выучить раньше, а если он хочет учиться без проблем, но нужно заплатить за быстрое обучение. Он обижается и уходит’, рассказывает дизайнер.

Качественные люди штучный товар, подчеркивает Пирожков. И именно таких он хочет собрать в своем ‘технологическом спецназе’ прикладной магистратуре, которая в скором времени будет открыта на базе Центра. Планируется, что там будут учиться выпускники МИФИ, Физтеха, Бауманки и других лучших технических вузов. ‘Я бы назвал их ‘технари-мечтатели’, которые готовы и хотят заглянуть за горизонт нашей рутины, поработать над антигравитацией, перемещением в пространстве, созданием живых организмов или новых форм жизни’, поясняет Пирожков.

Инжиниринговый центр прототипирования высокой сложности МИСИС

В том же Центре планируется открыть детский сад на базе кружков для дошкольников. Идея пришла к Пирожкову, когда он посетил один из таких кружков. Так, например, мальчик, который еще не ходил школу, изобрел ‘ионолет’.

‘Равносторонний треугольник на трех спичках, между ними протянуты по две деревянные шпажки, и все это обернуто фольгой. Ребенок достает пульт, который перепаян из старого видеомагнитофона, включает, и этот аппарат вдруг взлетает’, рассказывает Пирожков.

Мальчик объясняет, что поменял заряд ионов с плюса на минус, и его агрегат стал отталкиваться от земли с такой же силой, с какой притягивается. ‘Вот такие пацаны мне нужны, это наши пассажиры!’ подчеркивает Пирожков.

Похожие новости

Вернуться назад в рубрику: Экономика

Отправьте комментарий on "Роботы, принтеры, луноходы: как промышленный дизайн спасет мир"

Отправьте комментарий