«Порядок на полке»: нужно ли запрещать скидки на алкоголь

Отдел алкогольной продукции гипермаркета Карусель, открывшегося в торгово-развлекательном центре Золотой Вавилон в Москве

МОСКВА, 10 фев , Наталья Дембинская. Розничным магазинам могут запретить проводить различные акции со скидками на алкогольную продукцию. Это не метод стимулирования продаж спиртного, уверены депутаты от ЛДПР, которые 10 февраля внесли в Госдуму соответствующий законопроект.

Его авторы также считают, что запрет надо наложить на бесплатную раздачу алкогольных напитков, ‘в том числе в виде подарков’ за покупку различных товаров.

Авторы инициативы уверены: такая мера ‘исключит излишний спрос на алкоголь и обеспечит возможность свободы потребителя в выборе товара’.

Цены на алкоголь в России, как указывают парламентарии, и без того очень доступные, и это одна из причин алкоголизации населения. А всевозможные скидки и акции на него лишь провоцируют людей покупать еще больше спиртного.

‘Скидки, которые порой достигают 40-50%, подталкивают людей к формированию запасов алкоголя и росту потребления’ поясняют разработчики законопроекта.

Депутаты уверяют, что совсем не хотят сделать алкоголь дороже и осложнить покупателям жизнь. Речь лишь о том, чтобы защитить их ‘от воздействия рекламных и маркетинговых кампаний производителей и торговых сетей’. Последние же, как считают парламентарии, должны искать другие способы увеличения объемов продаж и потока покупателей.

В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), впрочем, заявили, что не видят прямой зависимости между ценой и уровнем алкоголизации населения.

Магазин с алкогольной продукцией Нет конкретики

Алкоголизм орудие разрушения в России, отмечают авторы законопроекта, приводя расчеты Минздрава. При пересчете на чистый спирт в 2009 году россияне в среднем выпивали 18 литров в год, а сейчас — около 10 литров. Динамика, конечно, положительная, но алкоголиков в России все равно слишком много даже по официальной статистике: более 5 млн человек, или 3,4% от всего населения.

В федеральном проекте ‘Трезвая Россия’ инициативу поддержали, но отметили что она сырая, и в ней не хватает конструктива.

‘Я в ней не вижу конкретики по полному сегменту, а лишь попытку навести порядок на одной полке. А шкаф ведь из одной полки не состоит’, — говорит руководитель ‘Трезвой России’, член Общественной палаты Султан Хамзаев.

Впрочем, по его словам, этим страдают все инициативы в области антиалкогольного регулирования в них очень много пробелов.

Обходят закон

Так, алкопроизводители с успехом обходят федеральный закон, запрещающий рекламировать любой алкоголь, в том числе и пиво.

‘Висит билборд с безалкогольным пивом и сноской — не является алкогольной продукцией. То есть это напиток безалкогольный, но называется так же, как алкогольный бренд. И они спокойно его рекламирует’, приводит пример Хамзаев, отмечая, что это лишь один из многочисленных пробелов в антиалкогольном законодательстве.Торговый дом ‘Перекресток’

Если идею не проработать как следует, акции все рано будут, просто изменятся формулировки. Например, не ‘три бутылки по сниженной цене’, а четыре пакета и две бутылки. ‘Подарки’ запретить-то можно, но вопрос — как они их пропишут, ведь есть такое понятие, как юридическая казуистика.

‘Например, мы запретили алкоэнергетики, а производитель говорит а это не алкоэнергетик, а винный или еще какой-то напиток’, указывает Хамзаев на несовершенства законодательства.

Вмешательство в конкуренцию

Глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя ‘ЦИФРРА’ Вадим Дробиз вообще не считает, что скидки и акции в магазинах как-то влияют на увеличение объемов продаж спиртного, а уж тем более, на рост их потребления.

‘Речь, скорее идет о росте продаж конкретного продукта на фоне остальных продуктов, которые продаются на этот момент без скидки. Это всего лишь форма конкурентной борьбы’, говорит Дробиз. И вмешиваться в нее, государству, по его мнению, совсем не следует.

Эксперт сомневается и в эффективности предлагаемых мер.

‘Ну запретят называть это акциями, но никто не может запретить магазину взять и на месяц снизить цены, потому что пришла более низкая цена’, отмечает эксперт.Алкогольные товары — одна из самых выгодных категорий для розничных продавцов. Наценка на ‘фирменность’ здесь может достигать сотен и даже тысяч процентов.

Из цены не уйдут

Эксперт не исключает: это очередной ‘пиар-законопроект’ от ЛДПР. А вот производителям пива, например, такие инициативы могут навредить. ‘У этого продукта ограничен срок годности, поэтому продавец должен иметь возможность сделать скидку, и объявить об этом’, поясняет он.

‘Для пива особенно характерно такое явление, как лояльность потребителей к бренду. Акции позволяют им сделать выбор среди любимых брендов, а никак не способствуют увеличению размера покупок’, отметили в Союзе пивоваров России.

На днях Минфин предложил увеличить минимальные розничные цены на водку и коньяк в России до 205 руб. и 371 руб. соответственно за бутылку объемом 0,5 л. В ведомстве объяснили это ростом акцизов, тарифов и производственных затрат.

На объемы потребления алкоголя в России рост цен не влияет, считает руководитель ‘ЦИФРРА’. ‘Люди, которым позволяет доход, все равно идут на легальный алкогольный рынок. Люди же с низким доходом из своей цены не уйдут они будут покупать нелегальную водку по 100-120 рублей и аптечные настойки’, заключил Дробиз.

Похожие новости

Вернуться назад в рубрику: Экономика

Отправьте комментарий on "«Порядок на полке»: нужно ли запрещать скидки на алкоголь"

Отправьте комментарий