Налоговая реформа в Москве затруднила платежи по зарубежным контрактам


Локальная налоговая реформа в Москве неожиданно привела к глобальным последствиям. Из-за перерегистрации по разным инспекциям вместо упраздненной финансовой ИФНС №50 московских банков, проблемы возникли у их иностранных контрагентов

Проблема взаимодействия российских банков и их иностранных банков-контрагентов затронута в переписке Ассоциации региональных банков Россия (АСРОС) и юридического департамента Банка России, опубликованной АСРОС.

Как указано в переписке, по требованиям Минфина иностранные банки должны стоять на учете в налоговом органе по месту постановки на учет их российского банка-контрагента (того, в котором у инобанков открываются счета). Эта норма была введена приказом Минфина (№ 117н) еще в 2010 году и особых проблем до последнего времени не вызывала.

Трудности, как следует из переписки, начались в этом году из-за затеянной налоговой службой реформы учета московских банков. С 01 января 2017 года банки Москвы переведены из налоговой инспекции № 50 (специализировавшейся на финансовых организациях, упразднена. РБК) в разные налоговые инспекции Москвы (по месту их физического нахождения. РБК), что обязывает иностранные банки при установлении корреспондентских отношений (открытие одним банком счетов в другом. РБК) неоднократно вставать на учет в налоговых инспекциях г. Москвы, приводится в переписке описание проблемы. Это тормозит процесс открытия корреспондентских счетов и ведет к дополнительным расходам для банков-нерезидентов (зарегистрированных за рубежом, речь не идет о зарегистрированных в России дочках инобанков. РБК) .

По словам опрошенных РБК банкиров, ситуация осложняется тем, что до сих пор остается неясным, вставать на учет в инспекции по месту учета российского банка-контрагента банку-нерезиденту нужно только при открытии новых счетов в московских банках (например, в банке, с которым ранее не было корротношений, либо при открытии счетов в новой валюте у существующих российских банков-партнеров) или же перерегистрация у налоговиков в целом необходима для продолжения уже существующих отношений с российскими банками.

Второй вариант худший. Он означает, что если у банка-нерезидента были открыты счета в десяти московских банках, которые теперь зарегистрированы в десяти разных московских инспекциях вместо одной, как раньше, то иностранной кредитной организации надо подготовить десять комплектов документов для постановки на учет в десяти разных столичных инспекциях, указывают банкиры.

В такой ситуации каждый банк действует на свой страх и риск, говорит банкир из банка топ-100, попросивший об анонимности. Кто-то временно прекращает корреспондентские отношения до момента перепостановки инобанка на учет в нужной инспекции, кто-то продолжает проводить платежи без перерегистрации, считая, что проблема касается только открытия новых счетов .

В любом случае продолжает собеседник РБК, следствием является возникновение трудностей при обслуживании банками внешнеторговых контрактов. Прямые корреспондентские отношения между российскими и иностранными банками нужны для ускорения расчетов по ним (наличие дочек в данном случае не помогает). Теперь из-за налоговой реформы велики риски, что международные расчеты, наоборот, замедлятся. Без открытия прямых счетов банкам-нерезидентам валютные платежи должны идти через банки-посредники, которые ввиду ужесточенных комплаенс-мер могут задерживать и возвращать платежи по своему усмотрению , рассказывает собеседник РБК.

Как следует из переписки банкиров и ЦБ, вопрос планирует ли ЦБ совместно с Минфином оптимизировать процедуру Центробанк перенаправил в профильный департамент Минфина. Ответ на указанное обращение не получен , констатировал ЦБ.

/* */