Доживем до 2018-го: какие экономические сценарии есть у правительства

Амбиции против инвестиций: нужен ли России космос? 27 апр, 15:37 Шанс для Порошенко: возможна ли «перезагрузка» Украины? 12 апр, 13:37 Еще 21 материал На реальное улучшение делового климата не готов Кремль, полномасштабного включения печатного станка не допустит экономический блок правительства. В отсутствие радикальных сценариев будет проводиться политика сиюминутных решений в надежде «на авось»

Экономика России продолжает медленно скользить вниз. Предварительная оценка Росстата минус 1,2% в первом квартале по сравнению с прошлым годом, может радовать только правительственных оптимистов: мол, темпы спада снижаются, и, если продолжить этот тренд, они сойдут на нет , а там, глядишь, экономика начнет расти. На мой же взгляд, никаких оснований для такого прогноза нет. Хорошо видно, что экономика поделилась на два сектора: один, медленно растущий, куда входит все, что связано с сырьем, производство вооружений, сельское хозяйство, которое устойчиво растет уже десять лет, благодаря огромным бюджетным дотациям и, лишь отчасти, контрсанкциям и импортозамещению, строительство, связанное с мегапроектами (ЧМ-2018 и Керченский мост) и производство стройматериалов.

Второй, катящийся вниз, включает бюджетный сектор, финансирование которого за исключением военных расходов, сжимается в реальном выражении, производство инвестиционных товаров, товаров с высокой долей импортных комплектующих, оптовая и розничная торговля, связанные с продажей импортных товаров. Кроме того, реальные доходы населения продолжают медленно снижаться. Чтобы уверенно прогнозировать смену нисходящего тренда в экономике, нужно четко указать на те сектора, в которых должен начаться рост, и объяснить, почему это случится. Пока такого объяснения не было слышно ни из уст прогнозистов Минэкономразвития, ни со стороны проправительственных экспертов. И значит, ни о чем другом, как о колебании темпов роста вокруг нулевой отметки говорить не приходится.

Отставание растет

Очевидно, что ни стагнация, ни даже рост на 1%, который Минэкономразвития предсказывает на ближайшие пару лет, не могут устроить власти, и вот правительство решило озвучить амбициозную цель выйти на 4% роста в 2019 году. Не приветствовать это нельзя: с одной стороны, сегодня российская экономика отброшена в начало 2008 года, то есть результатом последних восьми лет стало топтание на месте, пока мир вырос примерно на четверть; с другой стороны, все прогнозы относительно будущего мировой экономики говорят о сохранении набранной скорости (около 3% в год) и, значит, любые темпы роста ниже этого уровня будут вести к дальнейшему снижению доли России в глобальной экономике.

Но поставить цель недостаточно, нужно еще понимать за счет чего она может быть достигнута. Моя позиция озвучена давно спад в российской экономике, главным образом, связан с ухудшающимся инвестиционным климатом в стране, с падением желания бизнеса инвестировать из-за отсутствия защиты прав собственности. На этом фоне внешние факторы, падение цен на нефть и западные санкции, выступили в роли важных, но дополнительных причин. Исходя из моего видения ситуации, я не считаю, что Кремль готов идти на радикальное улучшение инвестиционного климата и на воссоздание системы защиты прав собственности, что связано с политическими реформами, и вижу три потенциально возможных сценария, стимулирования экономического роста в России.

Три сценария

Первый, наиболее эффективный и желательный, ориентирован на встраивание России в мировые хозяйственные цепочки, на активное привлечение иностранного капитала (в первую очередь, технологий и менеджерских навыков). Рост инвестиций ведет к увеличению экспорта с высокой долей добавленной стоимости. Главным препятствием на этом пути, очевидно, являются западные санкции,. Но это значит, что и решение понятно Россия должна выполнить свою часть Минских соглашений (прекращение огня, вывод тяжелых вооружений и передача границы под контроль Киева). Насколько это реалистично? решайте сами. Я считаю, что такого желания у российских властей пока нет.

Сценарий второй, в котором упор делается на собственные силы и на импортозамещение (в скобках замечу, что я не верю в долгосрочную реализуемость такого сценария, но на горизонте 3-5 лет он имеет право на существование). Для его реализации Кремль должен пойти на максимальное развитие конкуренции, в первую очередь, в нефтегазовом секторе. Поддержка малых добывающих компаний и подталкивание монстров к отказу от небольших, неразрабатываемых месторождений; выделение газотранспортной системы из Газпрома и либерализация допуска независимых производителей газа к трубе, включая возможность экспорта вот те шаги, которые нужно реализовать. Продолжить реализацию дорожных карт по улучшению инвестиционного климата они не ведут к радикальным переменам, но все-таки снижают бюрократическое давление на бизнес. Реалистично? Думаю, что в той части, которая касается нефтегазового сектора, нет.

Сценарий третий, связанный с верой во всемогущество государства и эффективность бюрократических решений наращивание инвестиций госкомпаниями и госкорпорациями, финансирование крупных проектов, поддерживаемых правительством, за счет эмиссионной активности ЦБ. В принципе, по этому пути экономика России уже пошла в 2015 году, когда ЦБ начал финансирование инвестпроектов под заниженную процентную ставку и выдал более триллиона рублей в пользу бюджета через различные схемы (санация банков-банкротов, капитализация банков с использование ОФЗ и т. д.). Но, чтобы выйти на 4% роста, эмиссию нужно кратно увеличить, что неизбежно разгонит инфляцию экономический блок правительства это хорошо понимает и пока не готов поддерживать такие идеи.

Надежда на авось

Собственно говоря, у правительства остается единственный выход ограничиться мелкими шагами во всех направлениях и надеяться на авось . В таком поведении есть своя логика в 2018 году в России состоятся президентские выборы, итог которых можно предсказать уже сегодня, после чего последует смена правительства, и, вероятно, многие министры потеряют свои посты. А раз так, то логика бюрократа, стремящегося усидеть в своем кресле, требует максимально тихого поведения не сделаешь, не ошибешься, и, возможно, будешь переназначен.

Похоже, что Кремль устраивает такая ситуация не случайно Экономическому совету, куда срочно кооптировали Алексея Кудрина, поручено разработать план действий на период после выборов. Пока же единственная проблема, которая беспокоит власть, состояние бюджетного хозяйства, будет находиться в центре всех дискуссий. Падение нефтяных цен привело к резкому падению доходов бюджета и ограничению его возможностей уже второй год фактически проводится секвестр бюджета, режутся инвестиции, замораживаются зарплаты, пенсии индексируются существенно ниже уровня инфляции. Одновременно с этим конфискуются пенсионные накопления и повышается налоговое давление на экономику (рост акцизов, повышение налогообложения нефтяников через игры с методикой расчета экспортной пошлины). Вся логика бюджетного процесса сегодня сводится к одному что бы не случилось с нефтью, в резервах Минфина должно остаться достаточно денег, чтобы профинансировать расходы бюджета-2018.

А дальше? Единственное что можно уверенно предсказывать это повышение налогов (при гипотезе стабильных цен на нефть). Каких, пока говорить сложно точно будут повышены пенсионные взносы, но и повышение обычных налогов я не стал бы исключать.

Можно ли ожидать, что в 2018-м Владимир Путин провозгласит новый курс ? Мне лично, в это не очень верится. Не зря русская пословица гласит, что старый конь борозды не испортит, но и новой не проложит. Достаточно перечитать его статью Наши экономические задачи , опубликованную перед выборами 2012 года там сказано и про конкуренцию, и про частные инвестиции, и про полномасштабную приватизацию. А чего стоит такая фраза: Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, это фундаментальная, системная задача. И решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов ! Что из этого выполнено? Может, и не надо ничего Алексею Кудрину писать просто переписать то, что уже было сказано? Если сделать то, что уже обещано, то экономика (даже в условиях санкций) начнет уверенно расти. А не сделать этого, так и никакие другие идеи особо не помогут.

Мне много раз приходилось говорить, что для политика непринятие решения это тоже решение. Сегодня российские власти приняли решение годить . А поскольку экономические проблемы имеют отвратительное свойство не рассасываться со временем, а, напротив, накапливать разрушительный потенциал, я не сомневаюсь в том, что экономика на это решение отреагирует самым неприятным образом.

Похожие новости

Вернуться назад в рубрику: Экономика

Отправьте комментарий on "Доживем до 2018-го: какие экономические сценарии есть у правительства"

Отправьте комментарий