Дискомфорт или деградация: почему безболезненных санкций не бывает

Война санкций

Два года Россия живет в условиях экономической войны. Первые санкции против Российской Федерации были введены США в марте 2014 года в связи с событиями на Украине и присоединением Крыма к России. В санкционный список сначала попали 11 российских чиновников, потом к санкциям присоединились страны Евросоюза, а затем санкции распространили на ряд российских компаний и, по сути дела, на целые отрасли экономики. В ответ Российская Федерация ввела контрсанкции против стран Запада, начало которым положено в августе 2014 года в связи со вступлением в силу Указа Президента РФ О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации . Экономическая война с тех пор не прекращается. Каковые ее последствия?

Первое время российская власть декларировала незначительность санкций для российской экономики, уповала на импортозамещение и то, что Запад одумается. Санкции это обоюдоострое оружие, безусловно, оно доставляет дискомфорт Российской Федерации, но также оно наносит ущерб и предпринимателям, и экономике тех стран, которые играют в эти санкционные игры , заявлял тогда пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков.

Спустя два года стало понятно, что экономическая война будет длиться долго, а пострадает в ней в первую очередь Россия. Появились первые трезвые оценки экономических потерь от введения санкций. По расчетам первого заместителя министра экономического развития России Алексея Лихачева, из-за санкций российская экономика только в 2015 г. потеряла около 1,5% от ВВП или примерно $25 млрд. Аналитики Центра Сулакшина (Центра научной политической мысли и идеологии) дают еще более драматическую оценку (примерно $140 млрд. за весь период) с учетом косвенных факторов.

Голод и разруха в Корее

Россия далеко не первое государство, попавшее в международную изоляцию и столкнувшееся с экономическими санкциями. И общее правило таково экономика, конечно, приспосабливается к новым условиям, но при этом неуклонно деградирует. Изоляция и экономический рост понятия взаимоисключающие.

Ярчайший пример Корейская Народная Демократическая Республика, государство-изгой. Один из последних эпизодов санкционной политики против Северной Кореи Резолюция Совета Безопасности ООН № 2094, принятая после осуществления КНДР испытания ядерного оружия 12 февраля 2013 года. Был составлен список товаров двойного назначения, которые могут использоваться, как в гражданской, так и в военной сферах, запрещенных к ввозу в Северную Корею, существенно сужены возможности страны в области международного экономического сотрудничества и привлечения инвестиций. Например, резолюция не позволяет северокорейским банкам открывать новые отделения на территории государств-членов ООН. Достаточно сложно сказать, насколько именно этот санкционный виток повлиял на экономику Северной Кореи, поскольку государство с 1960-х годов, не публикует в открытых источниках никакой статистики, а оценки экспертов не являются абсолютно достоверными.

Именно закрытость северокорейской экономики долгое время удерживала США от лоббирования тотальных экономических санкций против КНДР, поскольку их считали неэффективными. И, надо сказать, голода в стране новый санкционный виток не вызвал, во всяком случае, в таких масштабах, как в период 1995-1999-хх гг., который на специфическом сленге северокорейских политиков назывался Трудный поход и унес по некоторым оценкам до 3 млн жизней. Кстати, причиной этого голода, стало прекращение внешней экономической помощи со стороны бывшего СССР и Китая, стихийные бедствия, обрушившиеся на страну, ну и, разумеется, неэффективная политика руководства страны.

На сей же раз Китай поддержал резолюцию ООН на словах, а на деле продолжал экономическое сотрудничество с КНДР, торгуя за наличные деньги или с использованием бартерных схем. Китай очень заинтересован в стабильности на своих границах, и с этой точки зрения падение нынешнего северокорейского режима в результате разрухи для Китая крайне невыгодно. Поэтому санкции против КНДР оказались не столь эффективными. Что бы произошло, присоединись Китай к эмбарго против Северной Кореи всерьез, можно только догадываться. Тем не менее, безобидными для Северной Кореи санкции тоже не оказались. Несмотря на национал-коммунистическую идеологию чучхе, КНДР на протяжении всей своей истории предпринимает попытки реформирования экономики с внедрением квази-рыночных отношений. Нынешние же санкции привели к тому, что и эти робкие попытки застопорились. В частности, затормозилось развитие созданного в 2002-м году промышленного региона Кэсон. Те немногие западные компании, которые отваживались на инвестиции в северокорейскую экономику ранее, начали отказываться от своих планов. Так, немецкая гостиничная сеть Кемпински отказалась от участия в управлении знаменитым пхеньянским отелем Рюген .

Обнищание Ирана и Кубы

Другое государство, находившееся в течение многих лет под давлением экономических санкций Иран. Формальная причина та же национальная ядерная программа. Отношения Ирана с Западом резко испортились после исламской революции в 1979 г. И практически с момента своего возникновения в новом статусе Исламская республика Иран вела экономическую войну. В 1987 г. США запретили любую торговлю с Ираном, правда, в 1995-и г. были сделаны некоторые послабления.

Санкции запрещают экспорт в Иран атомной, ракетной и значительной части военной продукции, прямые иностранные инвестиции в газовую, нефтяную и нефтехимическую промышленность, экспорт продукции тонкой нефтепереработки, а также финансовые транзакции. 23 января 2012 года Евросоюз в ходе совместного заседания министров иностранных дел стран-участниц ввел всеобъемлющие торговые санкции против Ирана, в результате которых страна практически потеряла возможность экспортировать нефть в страны Европы (в 2012 г. экспорт нефти в страны ЕС снизился на 78%). Это был жестокий удар по экономике Ирана, потому что, по разным оценкам, нефтяные доходы составляли до введения санкций до 90% валютной выручки страны. С начала 2012 г. Иран был отключен от системы SWIFT и оказался в финансовой изоляции. Уже в 2013 г. Израиль, один из яростных региональных противников страны, оценивал экономические потери Ирана от введения санкций в $170 млрд, далее ежегодные потери составляли около $40 млрд. За годы санкций ВВП Ирана упал на 20%, а ВВП на душу населения с $ 12 тыс. до $ 6 тыс. Только в начале 2016 года, после того, как Иран пошел на уступки по поводу своей ядерной программы, санкции были частично сняты.

Рекордсмен по длительности санкций Куба, непокорный сосед США. Экономическая блокада Кубы со стороны Соединенных Штатов продолжается более 50 лет. Санкции были введены в 1960 г., когда Куба экспроприировала собственность американских граждан и корпораций; в 1962 г. санкции были ужесточены до уровня почти полного эмбарго. Экспорт сахара основная и почти единственная опора экономики Кубы, поэтому отмена льготной квоты на импорт сахара со стороны США ее обрушили. Выросли внутренние цены на топливо, поскольку прекратились поставки нефти и ее переработка на американских предприятиях, бывшими монополистами в торговых отношениях с Кубой. Был установлен негласный бойкот на приобретение запасных частей для кубинской промышленности, которая была оснащена почти на 100% американской техникой. Как результат, разруха, карточная система и дефицит товаров народного потребления, приведший к масштабному исходу населения, несмотря на репрессии со стороны властей.

Правительство Кубы рассматривало санкции, введенные против страны, как акт геноцида. По его оценкам, сделанным в 2010-м г., ущерб от блокады за все время составил $104 млрд., а с учетом обесценения доллара по отношению к золоту в период с 1961 г. $975 млрд.

Только начиная с 2008 г., когда Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов приняла резолюцию, требовавшую снятия эмбарго с Кубы, политика США претерпевает некоторые изменения. Эти изменения приводят к тому, что в апреле 2009 г. было принято решение отменить введенные администрацией президента США Джорджа Буша ограничения на поездки на Кубу и на денежные переводы со стороны проживающих на материке кубинцев своим родственникам. Постепенная эволюция политики США в сторону смягчения завершилась официальным визитом президента США Барака Обамы в Гавану 22 марта 2016 г, но эмбарго продолжает действовать.

Безобидных санкций не бывает, поскольку так или иначе все государства вовлечены в мировой экономический оборот. В той или иной степени они ведут к деградации экономики той страны, на которую направлены, что бы не декларировали первые лица.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе Мнения , может не совпадать с мнением редакции.

Похожие новости

Вернуться назад в рубрику: Экономика

Отправьте комментарий on "Дискомфорт или деградация: почему безболезненных санкций не бывает"

Отправьте комментарий