Росфинмониторинг согласовал новый подход к борьбе с отмыванием через суды


Банкиры и Росфинмониторинг согласовали новый подход к борьбе с отмыванием преступных доходов с помощью судебных схем. Согласно ему, отказывать в списании средств по сомнительным исполнительным листам банкиры не будут, но будут информировать о таких транзакциях Росфинмониторинг. На текущий момент это выход, но глобально надо менять законодательство, указывают банкиры

О том, что банкиры и Росфинмониторинг согласовали новый подход к решению проблемы отмывания средств через исполнительные листы по судебным решениям, свидетельствует переписка антиотмывочного ведомства и Ассоциации региональных банков Россия (АСРОС), на днях опубликованная на сайте АСРОС.

Как ранее сообщал РБК, указанная отмывочная схема работает следующим образом. Одна компания обращается в суд (третейский или обычный) с иском к другой по вопросу взыскания несуществующего на самом деле долга. В реальности обязательств, подлежащих урегулированию в суде, нет, споры создаются искусственно. Тем не менее судебное решение о взыскании судом (по неведению или в рамках сговора) выносится, выдается исполнительный лист (используются как настоящие, так и поддельные исполнительные листы), с которым приставы-исполнители обращаются в банк должника за списанием средств. Средства с банковского счета должника списываются и перечисляются в пользу взыскателя на его счета в России или за рубежом, проходя таким образом процесс легализации. По данным РБК, схема появилась около года назад, и ее использование активизировалось в последнее время. В настоящее время ЦБ совместно с Росфинмониторингом и Верховным судом проводит работу по определению возможных вариантов решения в подобных ситуациях. Результатов этой работы пока объявлено не было.

Согласованное банками и Росфинмониторингом решение выглядит так. Банк при наличии подозрений, что представленные ему исполнительные листы используются для легализации преступных доходов (в том числе вывода капитала за рубеж), осуществляет платеж по подозрительному исполнительному листу, одновременно направляет информацию о подозрительной операции в Росфинмониторинг и только после этого принимает меры, направленные на последующее прекращение отношений с таким клиентом в соответствии с антиотмывочным законом №115-ФЗ. В ответ на запрос банкиров Росфинмониторинг сообщил, что такое решение считает возможным .

Таким образом, банки одновременно соблюдают антиотмывочный закон (принимают меры по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма) и не нарушают законодательство о судебной системе и исполнительном производстве, согласно которым вступившие в законную силу постановления судов являются обязательными для всех и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Как предлагалось бороться до сих пор

До сих пор банкиры в вопросе борьбы с указанными схемами руководствовались рекомендациями непосредственного регулятора Банка России, выпущенными в феврале 2017 года, после того как была выявлена активизация этих схем.

ЦБ был более категоричен, чем Росфинмониторинг. Он рекомендовал кредитным организациям при наличии подозрительных признаков по операциям с исполнительными листами (см. ВРЕЗ) реализовывать право на отказ в совершении операций (предусмотренное законом 115-ФЗ) и вовсе прерывать отношения с клиентами, которые дважды в течение года пытаются использовать схемы вывода активов и легализации незаконно полученных доходов через судебные схемы.

О подозрительности операций списания средств по исполнительным листам, согласно рекомендациям ЦБ, свидетельствует то, что по банковским счетам должников и (или) взыскателей расходные операции, как правило, не осуществляются либо носят нерегулярный характер. В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковских счетов не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по таким счетам.

Комментируя РБК эти рекомендации сразу же после их публикации, банкиры отмечали, что оказываются в сложной ситуации. По их словам, проверить решения судов практически невозможно в отсутствие каких-либо баз данных по ним, проводить операции сопряжено с риском претензий со стороны ЦБ о недостаточной борьбе с отмыванием, отказывать в проведении или и вовсе закрывать счета с риском претензий клиентов, оказавшихся на самом деле добросовестными и в целом с репутационным риском.

Более того, как указывает глава юридического департамента одного из опрошенных РБК банков, если суд рассмотрел дело, вынес решение и выдал исполнительный лист, то банки абсолютно беспомощны здесь . Даже если банку очевидны неправомерные действия сторон судебного спора и он попытается не исполнить решение суда, то напрямую попадет под штраф по КоАП в размере половины суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн руб. Кроме того, банковский служащий, принявший соответствующее решение, также попадает под ст. 315 Уголовного кодекса о неисполнении решения суда, указывает он. По этой статье может грозить как штраф до 200 тыс. руб., так и лишение права на профессию, либо в случаях особо злостных нарушений лишение свободы до двух лет . Если есть решение суда и банки проверили, например на сайте арбитражных судов, что такое решение существует, то единственное, что может сделать банк, пожать плечами и исполнить требования исполнительного листа , заключает собеседник РБК.

/* */