МОСКВА, 31 мар , Наталья Дембинская. Настроения российских потребителей впервые с 2014 года оказались буквально в одном шаге от позитива. За прошедший год Индекс потребительских настроений вырос до 100 пунктов (в феврале прошлого года он составлял 69 пунктов). Таковы результаты всероссийского исследования компании GfK, проведенного в первом квартале 2017 года.
В GfK поясняют: нынешнее значение показателя это граница, которая разделяет негативную и позитивную зону оценки потребителями ситуации в экономике и собственных финансах. Значение индекса может варьироваться от 0 до 200 пунктов. Интервал от 0 от 99 ‘пессимистическая оценка’: это значит, что население считает, что ситуация ухудшается. Когда значение равно 100 пунктам, доля положительных и отрицательных оценок одинакова.
Консервативные горожане
Но 100 это среднее по стране. Пять из девяти регионов (восемь федеральных округов и Москва) оказались в зоне оптимизма.
‘Быстрее других индекс восстанавливался на Урале, в Сибири и Москве’, отметил гендиректор GfK Rus Александр Демидов.
Авторы также отмечают, что впервые за время исследований более позитивно настроенными оказались жители ‘сельской’ России (Индекс потребительских настроений 105 пунктов), тогда как горожане более консервативны (98 пунктов).Мужчина выбирает продукты в магазине
Настроения потребителей отражают то, как люди оценивают текущую ситуацию в экономике страны, свое финансовое положение и ожидания. А главное оказывают непосредственное влияние на их готовность тратить деньги на товары и услуги.
Хрупкая уверенность
Уверенность потребителей пока еще очень шаткая. Так, Nielsen констатировала: в последнем квартале 2016 года рассчитанный этой компанией индекс не поддержал заданную предыдущими двумя кварталами восходящую динамику и в начале года вернулся к минимальным значениям 63 пункта.
Больше всего россиян беспокоит сохранность рабочих мест (15%). В то время как 12% потребителей озабочены ситуацией в российской экономике, а 11% заявили, что их главная головная боль растущие цены на еду.
Реже обновляют технику
Ретейлеры пока осторожны в своих оценках потребительских настроений и не видят заметных улучшений.
‘Мы наблюдаем снижение трафика в торговых центрах в сравнении с январем-мартом прошлого года’, сообщила представитель крупной сети магазинов бытовой техники и электроники.Продажа бытовой техники
Россияне предпочитают сберегать средства и следить за развитием ситуации, а не тратить их сейчас, по-прежнему высока доля продаж в кредит, рассказали продавцы электроники.
Как пояснили крупные игроки сегмента бытовой техники и электроники, в течение 2015 года и в первой половине прошлого года россиян на дополнительные покупки провоцировала нестабильность рубля, а сейчас повышенный спрос прошел, и на докризисный уровень покупательский интерес еще не вернулся.
Продавцы уверяют: они учитывают падающие доходы россиян и пересматривают цены в сторону снижения
Дешевые продукты
Одна из основных стратегий экономии отказ от запланированных покупок товаров длительного пользования. Например, лишь 8% россиян собираются в ближайшие два года купить автомобиль.
По подсчетам Nielsen, если на обновление техники стали меньше тратить 49% россиян, а основной статьей экономии стала одежда (59%), то 53% граждан России предпочли экономить на еде, переходя на более дешевые продукты питания.
Потребительское поведение значительно изменилось в связи с экономической ситуацией, подтверждают в одной из крупнейших продуктовых сетей.Покупатели в продуктовом магазине
‘Оптимизируя бюджет, многие покупают лишь необходимые товары, значительно выросли и объемы продаж товаров под собственной торговой маркой (СТМ), которые попадают в категорию товаров с самой низкой ценой’, рассказала представитель компании.
Стабилизировались на дне
По оценкам Национальной ассоциации сетевой торговли (НАСТ), объединяющей средних и крупных игроков непродуктового ретейла, последние несколько месяцев покупательская способность не растет, а стагнирует.
‘Отрасль сейчас стабилизируется, но это стабилизация дна. В принципе, нас это устраивает и мы, и потребители научились в этом жить. Ниже падать уже некуда’, отметила Лия Левинбук, заместитель исполнительного директора ассоциации.
В отрасли уповают на дальнейшую стабильность рубля и боятся усиления налоговой нагрузки, отмечая, что негативные внешние воздействия, безусловно, скажутся на потребителях.
Привыкание и ожидание
На то, что россияне пока не готовы открывать кошелек широко, указывают и подсчеты Romir относительно среднего чека. В феврале этого года среднестатистический российский горожанин за один поход в продовольственный магазин потратил 531 рубля. Относительно января чек потерял два рубля, но за год вырос на 6,4%.Касса в супермаркете
‘Рост чека уверенно превосходит накопленную за этот период инфляцию в 4,6%’, указывают аналитики Romir.
Впрочем, до значений двухлетней давности 570 рублей ему еще далеко. Покупатели все реже ходят в обычные супермаркеты и все больше в дискаунтеры, активно ищут лучшие цены и промоакции.
Эксперты GfK констатируют: потребительское поведение населения продолжает оставаться скорее кризисным, его главные черты привыкание и ожидание: привыкание к жизни в условиях экономического спада и ожидание наметившихся улучшений. Сейчас тех, кто позитивно оценивает перспективы для России, 55%. Год назад оптимистов было 53%.
Отправьте комментарий on "Тратить бы рады: российские потребители осторожно достают кошельки"